ТелеканалГазетаТрендыРБК+ProQuoteАвтоСпортНедвижимостьСтиль
Зеленая экономикаЗдоровье
·
ТелеканалГазетаТрендыРБК+ProQuoteАвтоСпортНедвижимостьСтильНациональные проектыКриптоИсследованияКредитные рейтингиПродажа бизнесаКонференцииЖурналПремия РБК 2019Премия РБК СПб 2019Спецпроекты
Сюжет
совместный проект

«Сколково» Startup Village: какие
технологии вы еще точно
не используете в бизнесе

Статья
Искусственный интеллект
Как он помогает человечеству в решении задач
Статья
Разнообразь и властвуй
Почему надо строить команду из непохожих профессионалов
Статья
Что мешает вашему бизнесу инновировать?
Статья
Технологии ждут выздоровления
Рассказываем про первый день конференции
Статья
Технологии карантина
Когда бизнес решается на значительные инвестиции,
изменение сложившихся практик
К главной

ИИ: продажник, рекламщик, врач, журналист

Как искусственный интеллект решает задачи, которые раньше считались исключительно «человеческими»

Искусственный интеллект (ИИ) рядом с нами на каждом шагу: выдает результаты в поисковиках, находит ближайшее такси, управляет домашним роботом-пылесосом и делает десятки других бытовых дел. Это привычно и неудивительно. Но ИИ пришел и в те сферы, которые до сих пор считались прерогативой человека.

Искусственный интервьюер может снизить риски банка и нанимать людей на работу

Объем потребительского кредитования в Китае постоянно растет (за год — на 15%, за два года — на 40%), а сумма непогашенных кредитов по итогам 2019 года достигла $1,5 трлн. Банки стремятся снизить риски, в том числе с помощью ИИ.

Например, клиенты китайского банка Ping An могут взять кредит через мобильное приложение, ответив на обычные в таких случаях вопросы. Они не подозревают, что, пока отвечают, приложение сканирует их лицо. ИИ оценивает мимику и распознает до 50 признаков лжи. Если заемщик ведет себя подозрительно, ИИ рекомендует сотрудникам-людям перепроверить клиента.

У сколковского резидента «Импортрусь» есть алгоритм, который проводит видеоинтервью, исследует соцсети человека, собирает «досье» и с точностью до 99% описывает его личностные качества. Пока он применяется для найма и оценки сотрудников, но ничего не препятствует ему попробовать себя в других профессиях, требующих эмпатии и проницательности.

У робота-продажника конверсия, как у живого оператора

Обычно телефонные роботы маршрутизируют звонки или решают типовые задачи, а чтобы успешно вести «холодный» обзвон или решать входящие задачи, нужны операторы-люди. Во всяком случае так было раньше. Сегодня телефонные роботы с искусственным интеллектом работают с входящими и исходящими звонками так же хорошо, как полноценный сотрудник отдела продаж.

«Звонобот» от компании «Виджет» (еще один резидент «Сколково») распознает речь на нескольких языках и синтезирует ответы. Он интегрируется с CRM-системами, может за 10 минут обзвонить всю клиентскую базу или принять входящие звонки, проводить опросы и даже делать рассылки. При этом он в 10 раз дешевле кол-центра достигает конверсии в 47%.

ИИ способен поддержать разговор, даже если он идет по нетиповому сценарию. Что бы ни сказал собеседник, робот поймет его всего через доли секунды после завершения фразы и даст осмысленный ответ. Он даже делает в беседе паузы, как свойственно людям. Беседу с таким роботом не отличить от общения с живым человеком — и это повышает его эффективность. Другой аналогичный робот с ИИ, сделав 90 тысяч звонков за 3 дня, добился конверсии, как у оператора-человека.

Существуют телефонные роботы, способные безошибочно узнать человека по голосу, делая дистанционное обслуживание в банках, страховых компаниях и пенсионных фондах удобнее для миллионов людей. Подобную систему, созданную нашими соотечественниками из компании «ЦРТ-инновации», используют в 75 странах мира — в том числе в первой в мире общенациональной системе голосовой идентификации в Мексике.

ИИ освободил журналистов от рутинной работы

Подписчики крупнейших изданий уже с 2014 года читают заметки, написанные искусственным интеллектом. В Associated Press ему поручили рутину: статьи-отчеты о финансовых результатах компаний, для которых нужно долго собирать данные, но не нужно давать экспертное мнение. ИИ делает это в 15 раз продуктивнее журналистов-людей. Каждый квартал ИИ анализирует 3000 корпоративных отчетов и публикует до 4400 заметок, а люди раньше успевали сделать только 300. Также ИИ умеет отчитываться о бейсбольных матчах. Взяв на себя такие «нетворческие» темы, ИИ освободил журналистам 20% времени для более сложных и интересных задач. Позже похожие системы применили Bloomberg и Reuters.

А в The Guardian в 2019 году вышла первая история за авторством ИИ. Он проанализировал статистику о пожертвованиях для политических партий Австралии, дал свои выводы, составил для статьи рейтинг партий и нарисовал графики.

ИИ помогает расследовать преступления

Полиция Нидерландов использует самообучающиеся алгоритмы для анализа больших объемов данных. ИИ помогает не только найти взаимосвязи между подозреваемыми и преступными сетями, но и быстро искать в текстах и на изображениях подозрительные слова, лица и объекты, связанные с оружием, наркотиками, терроризмом и т.д. Это помогает раскрыть совершенные преступления и выявить готовящиеся.

Однако использование ИИ пока что ограничено по юридическим и этическим причинам. Например, суды и полиция должны быть уверены, что у него не возникнет «тоннельного зрения», когда на основе обработанной статистики у ИИ формируется «предубеждение» против определенных групп.

Роботы преподают английский, снижая затраты школ в 50 раз

С 2020 года английский язык стал обязательным предметом для всех японских школьников начиная с 3 класса. Стране потребовалось больше учителей и особенно помощников учителя английского. Но зарплата помощника — это примерно $44 000 в год, и многие школы не могут позволить себе нанимать больше сотрудников.

Спрогнозировав этот риск, Министерство образования Японии еще в 2018 году запустило проект по созданию робота-учителя. Сейчас такие роботы работают уже в 500 классах и помогают учить детей разговорному языку. Они ведут диалоги и проверяют произношение каждого ученика — именно это обычно делают помощники учителя. Робот хранит информацию по каждому занятию каждого школьника, так что живой учитель может легко проверить его прогресс. При этом робот стоит около $900 — в 50 раз меньше годовой зарплаты помощника. Это вполне доступно для школ и позволит им выполнить учебные планы.

ИИ ставит диагнозы, ускоряя работу врачей до 22%

Обучившись на накопленных медицинских данных, ИИ может помочь врачам. Например, лечение онкологических заболеваний начинают после того, как врач проведет биопсию и определит вид рака. Бывает, что картина неясна, и тогда врач запрашивает «второе мнение» у коллег. Но если передавать анализы другому врачу, начало лечения задерживается. Поэтому вместо живого коллеги врачи обращаются к ИИ.

Адаптивный искусственный интеллект, созданный Philips, мгновенно оценивает результаты анализов и дает второе мнение с такой же точностью, как врач-человек. Выводы ИИ и врача совпадают в 86-87%, а двух независимых врачей — в 80-90% случаев. Уже сегодня адаптивный ИИ способен ускорить работу врачей до 22%.

ИИ, который раньше диагностировал онкологию, вышел на передовую в борьбе с коронавирусом. Больницы не рассчитаны на срочную рентген-диагностику тысяч людей, а тест-систем остро не хватает. Поэтому ИИ сколковской компании «Третье мнение» сейчас проверяет рентген-снимки легких, ищет характерные для COVID-19 признаки и ставит диагноз с точностью до 94%. ИИ помогает заметить пневмонию на ранней стадии, вовремя подключить человека к ИВЛ или изменить тактику лечения. За первые недели использования ИИ обнаружил более 400 случаев пневмонии, вызванной COVID-19.

А резидент «Сколково» BID Technologies разработал промышленного робота с ИИ, которые делает ярославские торговые центры безопаснее в условиях эпидемии коронавируса — за 30 секунд дезинфицируют тележки для покупок после каждого посетителя.

ИИ ведет самолеты безопаснее, чем люди

Авиакатастрофы происходят очень редко (в одном из пяти миллионов вылетов), причем в 60% случаев — по вине людей. Чтобы снизить риски, полеты лайнеров все больше передают «в руки» ИИ.

Уже сейчас в обычном рейсе пилот Boeing 777 ведет самолет вручную всего 7 минут за весь полет, а пилот Airbus — еще меньше. В январе 2020 года Airbus научились взлетать без участия человека, и до конца года компания планирует протестировать автоматическую посадку. А к 2025 году можно ждать первых беспилотных лайнеров. Они могут сделать перелеты безопаснее, но и дешевле, позволив авиакомпаниям ежегодно экономить до $35 млрд и снизить цены на билеты до 10%.

Правда, опросы показывают, что 54% пассажиров пока не готовы летать на самолетах без пилота-человека. Но формирование доверия к ним — дело времени.

ИИ помогает слабовидящим лучше представлять мир

По данным ВОЗ, в мире 285 млн слабовидящих и слепых людей. Чтобы помочь им, государства улучшают среду обитания, а технологические гиганты создают электронных помощников.

Например, китайский гаджет-помощник для слепых и слабовидящих людей Baidu DuLight выглядит как миниатюрная камера, соединенная с наушником. ИИ распознает изображение с камеры и через наушник рассказывает владельцу, что находится перед ним: какой дорожный знак, какие продукты на полке в холодильнике, какой бренд одежды в магазине и так далее. Также ИИ запоминает и узнает лица людей и сообщает владельцу, когда навстречу идет друг, родственник или знакомый.

Заменив продавцов и кассы, ИИ повысил оборот магазинов на 50%

Около 14% покупок в мире перешли в онлайн, а в развитых странах становится все больше безналичных платежей (в Швеции — 98% всех платежей, в США — 80%). Следующий шаг в автоматизации торговли — ритейл, в частности, магазины Amazon GO без продавцов и касс.

Набрав с полок товары, покупатель просто выходит из магазина, а их стоимость автоматически списывается с его аккаунта Amazon. За этим следит ИИ, который собирает информацию из множества каналов: с RFID-меток на товарах, видеокамер в зале и т.д. В результате покупатели быстро и без очередей делают покупки, а компания сокращает расходные статьи — такие как зарплаты продавцов, содержание кассовых аппаратов и инкассация. В целом, по данным аналитиков RBC Capital Markets, магазины Amazon Go в среднем приносят на 50% больше выручки, чем обычные магазины у дома.

ИИ создает рекламу и занимается искусством

В 2018 году на аукционе Christie’s за $432 000 продали картину «Портрет Эдмона Белами». Ее создал искусственный интеллект, предварительно изучивший 15 000 портретов XIV-XX веков. Причем у ИИ было две независимые части: «художник» рисовал картины, похожие на реальный портрет, а «контролер» оценивал каждый вариант как «настоящий» или «искусственный».

У ИИ есть талант и в музыке — например, британский стартап Jukedeck сочиняет электронную музыку, которую неспециалисты не отличают от сетов настоящих диджеев.

Кроме того, ИИ уже создает художественные и коммерческие фильмы. Одна система, изучив лучшую рекламу автомобилей, написала сценарий для рекламного ролика Lexus. Другой ИИ придумал сценарий, диалоги и музыку для фантастической короткометражки Sunspring — антиутопии, в которой роботы отобрали работу у людей. Третий, похоже, оставит без работы маркетологов и SMM-щиков. Платформа Cubo резидента «Сколково» анализирует разные виды интернет-рекламы: SEO, контекст, email. За неделю ИИ разрабатывает индивидуальную рекламную стратегию с учетом специфики бизнеса и перераспределяет бюджеты на ту рекламу, которая приводит клиентов. Это до 20% снижает стоимость посетителя и повышает конверсию на 42%.

Вопросы о будущем

Искусственный интеллект берет на себя новые и новые задачи, и объем рынка ИИ вырастет с $37,5 млрд в 2019 году до $100 млрд к 2023-му. Это поднимает множество вопросов. Одни — глобальные: как защитить интересы людей, чтобы не допустить сценария Sunspring? Другие — частные, но не менее сложные. Например, кто владеет правами на творчество ИИ — он сам или автор алгоритма? Какие ИИ-продукты получат право войти в жизнь людей?

Мир ищет ответы в университетах, штаб-квартирах компаний и на глобальных тематических конференциях — таких как AI World в США, AI & Big Data Expo в Нидерландах. Ближайшую такую онлайн-конференцию — Startup Village Livestream (21-22 мая) — организует крупнейший российский инновационный центр «Сколково», который в этом году отмечает 10-летие. Эксперты и бизнесмены участвуют в таких встречах, чтобы найти пути развития ИИ в совместной дискуссии. Те, кто планирует работать с ИИ, — чтобы услышать новые идеи, найти инвесторов и запустить свой проект. И все вместе — чтобы заложить фундамент будущих отношений людей и ИИ.

Читайте также

Статья
Разнообразь и властвуй
Почему надо строить команду из непохожих профессионалов
Статья
Что мешает вашему бизнесу инновировать?
Статья
Технологии ждут выздоровления
Рассказываем про первый день конференции
Статья
Технологии карантина
Когда бизнес решается на значительные инвестиции, изменение сложившихся практик
Поделиться:

Читайте также

Статья
Разнообразь и властвуй
Почему надо строить команду из непохожих профессионалов
Статья
Что мешает вашему бизнесу инновировать?
Статья
Технологии ждут выздоровления
Рассказываем про первый день конференции
Статья
Технологии карантина
Когда бизнес решается на значительные инвестиции, изменение сложившихся практик
К главной

Разнообразь и властвуй. Почему надо строить команду из непохожих профессионалов

Ведущие мировые компании следуют принципам diversity не только потому, что того требует имидж, но и потому, что это полезно для бизнеса. Разберемся, что хорошего в разнообразии: как оно стимулирует инновации и помогает создавать лучшие продукты, как влияет на финансовые результаты бизнеса, и как с этим быть современному лидеру.

Разнообразие — путь к инновациям

Сегодня под diversity принято понимать не только расовое и гендерное разнообразие, но и разнообразие приобретенных качеств — образования, профессионального опыта, мировоззрения.

Согласно исследованию, опубликованному в Harvard Business Review, именно компании, стремящиеся к сочетанию демографического (раса, пол) и функционального (образование, опыт) разнообразия, побеждают в инновациях. Когда в одной команде собираются выпускники зарубежных университетов, самоучки без дипломов и специалисты после переквалификации из других сфер, они совмещают преимущества гибкости и широкого кругозора с глубокой специализацией каждого члена. При этом каждый чувствует, что имеет право голоса, — это идеальная почва для зарождения и внедрения инновационных идей.

Этот тезис подтверждает американский аналитик и специалист в области управления кадрами Джош Берсин: бизнес, который поощряет разнообразие, в 1,7 раза чаще становится лидером инноваций на своем рынке, утверждает он.

К инновациям через разнообразие стремятся крупнейшие компании в мире. Технологические гиганты Apple, Google и Microsoft ежегодно отчитываются о достижениях в этой области и борются с предрассудками и дискриминацией. Так, несколько лет назад Google со скандалом уволила сотрудника, публично высказавшегося в поддержку «гендерных стереотипов».

Как конфликты стимулируют творчество

«Если два человека во всем согласны, один из них лишний. Бизнес создается людьми, которым не все равно. Не все равно настолько, что они готовы спорить и доказывать свое мнение, докапываясь до истины», — утверждал Уильям Ригли, основатель Wrigley Company.

Недавнее исследование, проведенное среди 100 групп разработчиков, показало, что нарушение групповой гармонии, а именно разнообразие и неопределенность задач, положительно действует на творческую эффективность. Команды, которые способны на продуктивный конфликт, не избегают разногласий и могут работать в условиях определенного напряжения, склонны быть более творческими.

Хрестоматийный пример такого бизнеса — компания Apple, выросшая из непримиримого симбиоза мечтательного продавца Стива Джобса и изобретателя Стива Возняка. Как вспоминают очевидцы, офис Apple в 80-е годы был заполнен инженерами, художниками, дизайнерами и музыкантами — у многих не было университетского образования, но все они были страстными профессионалами, преданными успеху Apple. Это были дни, когда компания опережала в инновациях IBM, Microsoft и всех прочих конкурентов.

Как управлять разнообразием

Около 67% соискателей при рассмотрении предложений о работе принимают во внимание политику работодателя в отношении разнообразия, говорится в исследовании американской компании Glassdoor. Причем это относится не только к группам, которые ранее были ущемлены, — значительное большинство респондентов-белых мужчин также хотят работать в разнообразных командах.

Современные лидеры понимают, что их компании выигрывают от привлечения и развития кадров, — талантливые люди хотят работать в инклюзивной среде. Получается, что во многом разнообразие — следствие жесткой конкуренции на рынке труда. Если хочешь, чтобы у тебя работали лучшие, значит, у тебя неизбежно будут работать люди с любым цветом кожи, любого пола, возраста и ориентации. Дискриминация здесь невозможна в принципе.

Но недостаточно просто собрать непохожих людей в одном офисе. Если руководитель хочет воспользоваться преимуществами diversity, ему стоит сосредоточиться на создании коммуникаций в компании. «Лучшие руководители — как хорошие игроки в гольф. У них много разных клюшек, и они умеют ими пользоваться», — говорит руководитель Solutions Architects в Amazon Web Services в странах EMEA Александр Ложечкин.

Самый большой барьер для инноваций — это границы, которые создают сами лидеры, считает управляющий директор по глобальным решениям в Harvard Business Publishing Corporate Learning Ларри Кларк. Лидеры должны создавать среду, безопасную «песочницу» для инноваций, в которой развитие своего творческого потенциала не просто разрешено, а поощряется. Лидеры, способные на это, преуспевают. Причем совершенно не важно, каков размер компании, — все гиганты выросли из стартапов.

Разнообразие — деньги

Итак, команды, построенные по принципу diversity, побеждают инновационностью, креативностью, гибкостью и повышенной производительностью. Такой команде свойственна меньшая текучка кадров, широкий набор навыков, а также повышенная вовлеченность сотрудников.

Согласно исследованию Great Place to Work, в период рецессии 2008 года торгуемые на бирже компании с высоко инклюзивными командами не только выжили, но и получили прибыль в разы выше, чем акции S&P 500.

Исследование McKinsey подтвердило: организации, у которых показатели гендерного и этнического разнообразия в управлении наиболее высоки, зарабатывают больше, чем в среднем по отрасли.

И напротив, компании, склонные к предрассудкам, могут со временем оказаться не у дел. Так, Goldman Sachs планирует отказывать в помощи по проведению первичных размещений (IPO) компаниям, чье руководство недостаточно инклюзивно.

На помощь разнообразию

На фоне растущего тренда развитие diversity становится самостоятельной сферой предпринимательства. Так, разработка сколковской компании «Сенсор-Тех» — устройство «Чарли» — распознает устную речь и превращает ее в текст. Устройство создано, чтобы помочь людям с нарушением слуха учиться и работать.

Другой резидент «Сколково» — компания «Викрон» — разрабатывает робота удаленного присутствия — устройство, при помощи которого дети с особенностями развития смогут виртуально путешествовать, удаленно посещать музеи, выставки и занятия в школе.

Узнать больше о преимуществах diversity для бизнеса, а также о новых разработках в сфере инклюзивного образования вы сможете на виртуальной конференции Startup Village Livestream. Мероприятие организовано Фондом «Сколково», которому в этом году исполняется 10 лет. Среди заявленных тем — «процветание во время кризиса», «как вырастить успешного единорога и удержать позиции», «женщины-предприниматели, меняющие мир» и многое другое. Даты проведения мероприятия: 21 — 22 мая.

Читайте также

Статья
Искусственный интеллект
Как он помогает человечеству в решении задач
Статья
Что мешает вашему бизнесу инновировать?
Статья
Технологии ждут выздоровления
Рассказываем про первый день конференции
Статья
Технологии карантина
Когда бизнес решается на значительные инвестиции, изменение сложившихся практик
Поделиться:

Читайте также

Статья
Искусственный интеллект
Как он помогает человечеству в решении задач
Статья
Что мешает вашему бизнесу инновировать?
Статья
Технологии ждут выздоровления
Рассказываем про первый день конференции
Статья
Технологии карантина
Когда бизнес решается на значительные инвестиции, изменение сложившихся практик
К главной

Что мешает вашему бизнесу инновировать?

В 2019 году 70% руководителей, отвечающих за инновации в крупных компаниях по всему миру, признали усилия бизнеса в этом направлении неэффективными (BCG). Разбираемся, какие барьеры мешают отраслевым лидерам внедрять инновации
и как их преодолевают остальные 30%.

Конкуренция, цифровизация экономики и быстро меняющиеся предпочтения потребителей мотивируют бизнес разрабатывать и внедрять инновации. Увеличение количества инноваций, в свою очередь, заставляет рынок меняться еще быстрее и требует еще больше инноваций.

Приоритет инноваций в развитии бизнеса признают 85% руководителей, и чем выше должность респондента, тем выше этот приоритет. Компании с выручкой больше $10 млрд ставят инновации на первое место по значимости для развития бизнеса.

Но лишь каждый третий бизнес, приоритезирующий инновации, действительно хорошо с ними справляется, считают топы. И только одна инновация из пяти направлена на радикальные изменения — создание новых продуктов и трансформацию бизнес-моделей и бизнес-процессов. Остальные направлены на сохранение статус-кво в быстро меняющейся экономике: за счет развития существующих продуктов и сокращения издержек.

Посмотрим, что же мешает корпоративному бизнесу качественно инновировать.

Отсутствие стратегии и лидеров

Во многих компаниях есть сотрудники, способные заниматься инновациями, но без четкой стратегии на уровне всей компании они работают в разных направлениях, и перспективные идеи не получают развития. Со временем, не видя результата, даже очень целеустремленные и мотивированные инноваторы начинают испытывать разочарование и уходят из команды, а их идеи остаются в «песочнице» до прихода новых донкихотов.

Компания, стремящаяся к инновациям, должна разработать стратегию, дорожную карту и процедуры отбора, тестирования и внедрения инноваций, эффективно доносить эту стратегию до исполнителей, регулярно пересматривать и обновлять ее.

Для разработки реалистичной стратегии и претворения ее в жизнь компании нужны эффективные лидеры. Недостаток лидерских и управленческих компетенций называют одним из двух главных препятствий бизнеса на пути к инновациям.

Чтобы ускорить инновации в компании или отрасли, где опыта инноваций нет или он неуспешен, некоторые предприятия привлекают управленцев из технологических компаний. Например, ритейлер «Магнит» недавно нанял сооснователя Lamoda.

Но для успеха в долгосрочной перспективе крайне важно развивать потенциал к инновациям среди своих сотрудников, а не просто перекупать менеджеров с нужным опытом. Это включает и целенаправленное обучение лидерским компетенциям и креативности, и продвижение инноваций как корпоративной ценности.

Производитель соков «Мултон» (бренды «Добрый», Rich) в рамках инновационной стратегии создал в кадровой структуре специальные роли, ответственные за инновации, и поменял процессы производства новых продуктов и внедрения инновационных идей. Компания стала проводить встречи сотрудников с руководителями подразделений для обсуждения идей, удачных и неудачных проектов, а также разработала систему поощрения. В результате количество проектов по разработке новых продуктов и вкусов удвоилось, а доля инноваций в росте продаж составила 100%.

Слабая инновационная экосистема

Еще один существенный барьер для развития инноваций — слабое взаимодействие субъектов инновационной экосистемы: компаний, стартапов, исследователей и разработчиков. Небольшие технологичные компании недостаточно взаимодействуют с крупными корпорациями, а в крупных компаниях налаживать партнерство мешает еще и бюрократия. Склонность корпораций к ведению собственных разработок, а не к партнерству в этой области или покупке новых решений у сторонних компаний существенно замедляет их инновационное развитие, считает McKinsey.

Для решения этой проблемы испанская энергетическая компания Naturgy создала специальную технологическую обсерваторию, задача которой — отслеживать новые разработки в своей сфере и заключать партнерства с технологическими компаниями, стартапами и университетами, чтобы, во-первых, держать руку на пульсе и своевременно замечать перспективные идеи, а во-вторых, получить к ним доступ раньше, чем конкуренты.

Скаутинг инновационных решений можно отдать на аутсорс. Так поступил ВТБ, который решил ускорить интеграцию разработок российских компаний за счет стартапов в портфеле фонда «Сколково», которому в 2020 году исполняется 10 лет. Стратегия ВТБ похожа на решение Naturgy: следить за разработками и быстро интегрировать их со своими банковскими продуктами. Например, для повышения защиты от DDoS-атак ВТБ использует технологию стартапа Qrator Labs.

Технологическое наследство

Отлаженные технологические процессы, модели и платформы являются преимуществом в настоящем, но часто сильно тормозят движение бизнеса в будущее. Когда компании находят успешную бизнес-модель, они стремятся использовать ее на полную мощность, и все процессы, инструменты и операции настраивают, исходя из текущих потребностей бизнеса. В отсутствие инноваций жизненный цикл такого бизнеса будет равен жизненному циклу бизнес-модели.

Проблема устаревания сложной и укорененной структуры стала предметом множества шуток и анекдотов о «Сбербанке». Но если в начале 2010-х банк использовал 17 разных технологических платформ, то сегодня его инфраструктура больше похожа на связную и современную цифровую экосистему. Банк развивает инновации не только за счет внутренних ресурсов, но и за счет активного участия в венчурном рынке: за последние три года банк инвестировал больше $1 млрд в технологические стартапы — от компьютерного зрения (сколковский VisionLabs) до цифровой медицины.

Для преодоления инерции можно тестировать инновации в «песочнице» и переносить их на всю компанию постепенно. Так поступил «Альфа-Банк», который наряду с консервативным развитием основной инфраструктуры инвестировал в эксперименты в рамках «Альфа-лаборатории», а затем объединил два направления, взяв лучшее из каждого. После этого число решенных за год задач выросло в десятки раз: с 900 изменений в год до 1500 в месяц. Стоит заметить, что банк не ограничился собственными наработками, а продуктивно взаимодействовал и с внешней стартап-экосистемой: например, в 2015 году он инвестировал в компанию «Бесконтакт» CardsMobile, резидента «Сколково».

Российская компания в области систем безопасности «Вокорд» начинала бизнес с системы цифровой аудиозаписи разговоров и стала лидером рынка, но не остановилась на этом. Она переориентировалась на прорывную технологию компьютерного зрения, а затем и на распознавание лиц, фиксацию ДТП и интеллектуальные транспортные системы. В 2016-м компания выиграла международный конкурс Megaface, обойдя в том числе компанию Google.
Другой сколковский резидент, компания «Наносемантика», разрабатывающая диалоговые сервисы на основе искусственного интеллекта, сотрудничает с крупнейшими российскими компаниями — МТС, Yota, «Триколор ТВ», HeadHunter, «М.Видео», «Эльдорадо», «Тинькофф Кредитные Системы» — и помогает им внедрять инновационные решения в такие непростые бизнес-процессы, как продажи, консультации и техническая поддержка.

Итак, три ускорителя инноваций в вашем бизнесе — это наличие стратегии, лидеров-инноваторов в команде и открытое взаимодействие на внешнем рынке инноваций. Узнать об этом больше и перенять успешный опыт менеджеров Microsoft, Google, Intel, Qiwi, «Ленты» и других вы сможете на конференции Startup Village 21-22 мая.

Читайте также

Статья
Искусственный интеллект
Как он помогает человечеству в решении задач
Статья
Разнообразь и властвуй
Почему надо строить команду из непохожих профессионалов
Статья
Технологии ждут выздоровления
Рассказываем про первый день конференции
Статья
Технологии карантина
Когда бизнес решается на значительные инвестиции, изменение сложившихся практик
Поделиться:

Читайте также

Статья
Искусственный интеллект
Как он помогает человечеству в решении задач
Статья
Разнообразь и властвуй
Почему надо строить команду из непохожих профессионалов
Статья
Технологии ждут выздоровления
Рассказываем про первый день конференции
Статья
Технологии карантина
Когда бизнес решается на значительные инвестиции, изменение сложившихся практик
К главной

Технологии ждут выздоровления. Ежегодный проект Фонда «Сколково» Startup Village стартовал в формате Livestream

Вчера в Москве начала работу конференция Startup Village 2020, собравшая более 130 тыс. участников (в 8 раз больше, чем в прошлом году), 200 экспертов и 1000 инвесторов. Фонд «Сколково» проводит мероприятие уже в восьмой раз, но в этом году из-за пандемии участники общаются онлайн. В период самоизоляции Startup Village, призванная продвигать инновационные разработки, сама стала стартапом. Конференция, адресованная технологическим предпринимателям и их инвесторам, трансформировалась в Livestream и стала первой масштабной онлайн-конференцией в России и СНГ.

Post-Pandemic World

В этом году девиз конференции звучит как «The art of innovation. Startup as a Masterpiece», или «Стартап как произведение искусства». На деле же главными словами на ней стали «коронакризис» и Post-Pandemic World. Практически все панельные дискуссии и выступления экспертов в формате hot talk сводились к попыткам представить, каким будет мир и бизнес после пандемии, заглянуть в будущее хотя бы на несколько месяцев вперед, чтобы угадать новые технологические тренды.

Открывая конференцию, председатель совета директоров Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг подчеркнул, что она началась в день 10-летия Фонда. «Мы отмечаем эту дату в тяжёлой ситуации, которую никто не мог предсказать, и переживали, что сложно будет собрать аудиторию в онлайне. Но сегодня 240 компаний представили свои разработки для онлайн-выставки, более 200 спикеров, треть из которых — наши иностранные коллеги», — отметил он.

Startup Village давно приобрела статус международной площадки, на которой основатели стартапов встречаются с теми, кому могут «продать» инновации: с представителями власти, крупными корпорациями, успешными предпринимателями и частными инвесторами. Стратегическими партнерами конференции традиционно выступают департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы, Фонд инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО, банки ВТБ и «Газпромбанк», а партнерами — еще несколько десятков заинтересованных коммерческих структур.

Обороты проект набирал по нарастающей — начав в 2013 году со скромного охвата в 5000 посетителей, 1500 стартапов и 320 инвесторов, к сегодняшнему дню он увеличил эти показатели как минимум втрое.

Первый день конференции организаторы разделили на три live-стрима — Global track, Industry track и Keynote track, добавили мастер-классы от гуру мирового и российского бизнеса, онлайн-лекции. В программу вошло 50 интерактивных сессий. Гости смогли принять участие в панельных дискуссиях, через виртуальный кабинет попробовать найти инвесторов и партнеров. Каждый стартап и предприниматель получил возможность бесплатно представить свой проект менторам tet-a-tet по видеосвязи. Отдельным событием стал конкурс технологических стартапов с рекордным для Startup Village призовым фондом в 24 миллиона рублей. Его финалисты будут объявлены сегодня.

В «деревне стартапов» поменялись и главные темы обсуждения. Если в прошлом году ключевой темой было «Digital Rock Stars. The dark side of the tech», где под «Digital Rock Stars» подразумевались лучшие спикеры в мире инноваций, рождающие футуристические проекты, то сейчас более востребованным стал прогноз на самое ближайшее «завтра». Обсуждение любых тем неизменно возвращалось к пандемии. Она вопреки прежнему тренду к глобализации заставляет сегодня страны изолироваться, влияет на целые отрасли и кардинально меняет мировой баланс спроса и предложения, заставляет адаптироваться с новыми реалиями, рождающими новые, «постковидные», рынки и бизнес-модели.

Не случайно управляющий директор одного из подразделений Google Дэвид Снеддон назвал главным словом, характеризующим сегодняшний момент в мире, «неопределенность». По его словам, востребованность информации, связанной с коронавирусом, в «гугловских» поисковиках в эти месяцы возросла в мире вчетверо, а в России — в 70 раз по сравнению с тем, что было ранее.

Под знаком «черного лебедя»

Одними из самых актуальных на конференции стали панельные дискуссии «Антикризисные меры поддержки» и «Экономика изоляции. Как трансформируется бизнес в новых реалиях». В одной из них принял участие заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев. «Мы оказались в совершенно уникальной ситуации, которую невозможно было себе представить еще четыре месяца назад», — подчеркнул он, отметив, что модели поведения государства, компаний и потребителей за этот период серьезно изменились.

«К сожалению, такие события, „черные лебеди“, всегда приносят очень тяжелые экономические последствия, не говоря уже о колоссальных жертвах, которых принес коронавирус. Это минимум 3% падения мирового уровня ВВП, порядка 9 триллионов долларов, по сути совокупный ВВП Японии и Германии. Цифры колоссальные, и восполнить их будет очень сложно. Нарушены производственные цепочки, закрылись границы, часть производств не могут работать, потому что нет поставок из-за границы. Государствам нужно поддержать те отрасли, которые понесли наибольшие потери, чтобы они относительно быстро могли восстановиться после пандемии. Для этого выработаны защитные механизмы, которые позволят минимизировать ущерб. Достаточны ли эти механизмы? Сразу отвечу — „нет!“, потому что, к сожалению, процесс пандемии и развитие экономического кризиса продолжается, — сказал Медведев. — Очевидно, что мир изменился, изменился радикально и, скорее всего, изменился навсегда. С другой стороны, нынешняя ситуация создает и дополнительные возможности, которыми мы все должны воспользоваться».

Какие именно дополнительные возможности дает кризис, как и сколько будет происходить выход из него, как будет выглядеть перезапуск экономики после мирового коллапса последних месяцев, куда переместится центр инноваций на планете, какие отрасли бизнеса станут новыми драйверами роста — это и обсуждают на Startup Village. В работе конференции принимают участие такие значимые спикеры, как помощник президента России Максим Орешкин, председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович, президент Московской школы управления Сколково Андрей Шаронов, «звезды» мировой технологической арены Гай Дитрих (Cisco), Риккардо Мазуччи (Intel), Кримсон Роуз (Burning Man Project), Давид Ян (ABBYY), Николя Брюссон (BlaBlaCar), Дэнни Перекальски (Утконос ОНЛАЙН), Роб Де Фео (Amazon Web Services), Уинджи Сампайо (Cartier Women’s Initiative), Макс Крайнов (Aviasales), Амир Амиди (Plug and Play), Максим Браверман (Google в России), Владимир Дьяков (Московский инновационный кластер) и многие другие.

По мнению участников конференции, в коронакризисе в наименьшей степени пострадали отрасли, которые успели пройти цифровую трансформацию, — это онлайн-ритейл, удаленные сервисы в области образования. Как считает вице-президент Фонда «Сколково» Константин Паршин, кризис послужил сильнейшим толчком для цифровизации бизнеса и общества. Люди, и не помышлявшие ранее об использовании цифровых технологий, сейчас просто вынуждены это делать. «Это та сторона кризиса, которая должна помочь бизнесу выжить. Не случайно число приходящих в IT-кластер Фонда „Сколково“ инновационных заявок увеличилось с 15 до 75 в неделю», — отмечает он.

Участники Startup Village Livestream разделяют это мнение. Настройка управления производством в реальном времени на базе данных из машин и процессов, исключение очных контактов в медицине, сбор данных с медицинских датчиков и удаленная диагностика, развитие рынка самих датчиков, онлайн-образование и развлечение детей, удаленная работа, заменяющий человека в принятии решений искусственный интеллект — все это позволит быстрее повысить эффективность бизнеса, считает гендиректор компании «Цифра» Игорь Богачев.

«Лучше всего после пандемии будут чувствовать себя бизнесы, которые сумеют запустить дистанционные продажи и подстроиться под новую модель потребления. На коне будут сервисы платежей и переводов, онлайн-кинотеатры, онлайн-фитнесы, сетевые игры — все, что связано с времяпрепровождением онлайн. Многие уже привыкли к нему во время пандемии и вряд ли захотят возвращаться к старому формату», — полагает основатель сервиса быстрой курьерской доставки Take’N’Go Николай Хорт.

По мнению вице-президента компании «Sigfox Россия» Янна Штрауба, после пандемии будет бурно развиваться автоматизация всевозможных процессов и сокращение физического взаимодействия между сотрудниками, а уже сегодня появился запрос на ускорение до 1-2 месяцев процессов внедрения новых продуктов и технологий «от идеи до цепочки поставок». Директор по развитию бизнеса Vinteo Борис Попов отмечает, что пандемия сильно повлияла на российский рынок видеоконференцсвязи и телеприсутствия, бывший раньше узким сегментом ИТ-рынка. С переводом людей на удаленную работу и учебу технологии видеосвязи вышли на первый план, так что этот сектор и впредь будет активно расти.

Гендиректор компании Ctrl2GO Алексей Белинский прогнозирует концентрацию наибольшего потенциала бизнеса на рынке интернета вещей, в секторе e-commerce. Гендиректор компании ГК TWINO Ашот Торосян делает ставку на сервисы, позволяющие сделать более безопасным переход бизнеса на удаленку, а также обеспечивающие удаленную моментальную безопасную верификацию клиентов. Топ-менеджер компании Master Kit Inc Дарья Трутнева полагает, что стремительно будет развиваться все, что обеспечивает человеческую безопасность, в частности, бесконтактные девайсы и робототехника. А директор департамента информационных технологий IT-компании КРОК Мария Уколова ожидает рост в сегменте «умных» городов, которые обеспечат развитие автономного транспорта и роботов-дронов. За счет развития технологий искусственного интеллекта, запросов на бесперебойную связь между датчиками, беспилотными автомобилями и центрами обработки данных компаний возрастет спрос на «облачные» технологии и виртуализацию, считает она.

Руководитель компании Bullitt Александр Поцелуев подчеркивает, что после пандемии для развитых компаний станут очевидными преимущества роботов и автоматических станков, потому что иначе работодателям неизбежно придется тратить деньги и усилия на охрану здоровья персонала. «Пока количество промышленных роботов в России ничтожно: в развитых странах в 2018-2019 годах на 10 000 работников приходилось в среднем по 98-114 промышленных роботов, а в России всего 5-7», — говорит он. А гендиректор инвестиционного фонда Russian Firends Capital Александр Кузнецов считает, что с ростом популярности технологичных решений, роботов и электрокаров потребуются и новые источники энергии, и электродвигатели, соответствующие новым требованиям.

Программа Startup Village тем временем продолжается. Даже сегодня можно зарегистрироваться на сайте проекта, высказать свое мнение и предложить свое решение актуальных проблем.

Гульчачак Ханнанова,
Ольга Морозова

Читайте также

Статья
Искусственный интеллект
Как он помогает человечеству в решении задач
Статья
Разнообразь и властвуй
Почему надо строить команду из непохожих профессионалов
Статья
Что мешает вашему бизнесу инновировать?
Статья
Технологии карантина
Когда бизнес решается на значительные инвестиции, изменение сложившихся практик
Поделиться:

Читайте также

Статья
Искусственный интеллект
Как он помогает человечеству в решении задач
Статья
Разнообразь и властвуй
Почему надо строить команду из непохожих профессионалов
Статья
Что мешает вашему бизнесу инновировать?
Статья
Технологии карантина
Когда бизнес решается на значительные инвестиции, изменение сложившихся практик
К главной

Технологии карантина.
На Startup Village 2020 объявили победителей конкурса стартапов с призовым фондом 24 млн рублей

В Москве завершилась двухдневная конференция Startup Village Livestream`20, организованная Фондом «Сколково». Главной темой мероприятия стала Post-Pandemic World — «Мир после пандемии». Ведущие эксперты обсуждали, какими будут экономика, бизнес и общество после коронавируса, и пытались спрогнозировать, какие технологические тренды в мире станут ведущими. Тех, кто уловил тренд на Startup Village, наградили. Московская школа управления «Сколково» предоставила авторам лучших инновационных проектов 12 грантов на обучение в «Стартап Академии Сколково», а Фонд «Сколково» подвел итоги конкурса стартапов с рекордным призовым фондом в 24 млн рублей.

«Новая нефть»

Startup Village проводится Фондом «Сколково» ежегодно с 2013 года. В этом году общение на конференции было в пяти онлайн-треках: Global track, Industry track, Keynote track, Partner track и Investment track. Также проходили мастер-классы и лекции гуру мирового и российского бизнеса. На всех площадках посетители конференции могли присутствовать, не выходя из дома, по интернету.

Главными темами дискуссий стали изменения в мировой экономике в связи с коронакризисом, растущая роль цифровых технологий, новый венчурный порядок, инновации дня. С легкой руки одного из участников «новой нефтью» назвали данные, от растущих массивов обработки которых с помощью искусственного интеллекта начинают зависеть все отрасли экономики. Ареалы ее применения стали яснее в ходе выступлений топ-спикеров, в числе которых были, в частности, помощник Президента России Максим Орешкин, председатель совета директоров Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг и председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович.

Виктор Вексельберг спрогнозировал «гармоничный толчок в развитии» двух направлений после пандемии. Во-первых, технологий, связанных с медициной, поиском вакцин и лекарств, телемедициной — сферой, где до этого мало применялся искусственный интеллект. Во-вторых, рост ждет, по его мнению, цифровые технологии, связанные с понятием «социальная дистанция»: организацией удаленных рабочих мест, образовательных процессов, систем распознавания — всего того, что в последние месяцы трансформировало образ жизни людей. Председатель правления РОСНАНО Анатолий Чубайс на дискуссии «Технологии кризиса» высказал предположение, что рост цифровизации будет подталкиваться еще и тем, что «цифровые технологии по сравнению с преобразованиями в реальном секторе гораздо менее капиталоемки и не требуют гигантских инвестиций».

Практические проявления этих наметившихся тенденций можно было увидеть на конкурсе стартапов. Призовой фонд стал рекордным за все годы проведения и составил 24 млн рублей. Заявки принимались до 1 мая. Проекты можно было представить по одному из 4 направлений: IT, BioTech, Industrial Tech, Energy Tech. За третье место в каждой из этих категорий вручали денежный приз в размере 1 млн, за второе — 2 млн, за первое — 3 млн рублей. Всего в конкурсе приняло участие 130 проектов, в финале боролись 13 претендентов.

Победителем в категории IT стал проект Biosmart — биометрический сканер вен ладоней для безопасного доступа к информационным ресурсам. Второе место занял Native Robotics — разработчик роботов телеприсутствия для мониторинга состояния пациентов в больницах, третье — проект Speechki, позволяющий создавать аудиокниги и пользоваться литературой и учебниками бесконтактно.

В треке биомедицинских технологий победил проект MedVR с медицинскими симуляторами на основе виртуальной реальности. Второе место заняла роботизированная система интраоперационной рентгенотерапии для лечения рака лёгких MRobot, третьей стала компания «ЕвроБиохим» с проектом создания биоминеральных удобрений.

Победителем конкурса в треке индустриальных технологий стал проект F2 Composite — разработка из области 3D-печати. Второе место досталось AIOps-платформе для UX-мониторинга и автоматизированного инцидент-менеджмента MONQ, третье — цифровой платформе ускорения нейросетей для периферийных устройств ENOT.

Лучшей энергоэффективной технологией был признан «Коалесцент» — органический растворитель, снижающий содержание масла в окалине металлургических производств. Второе место занял проект «Эвогресс» — система автономной генерации электричества, третье — система мониторинга климата ClimateGuard,

Гендиректор MedVR Евгений Костюшов рассказал РБК, что ориентируется на рынок симуляционной медицины, объем которого составляет $1,9 млрд и показывает рост на 15-20% в год. «Наш симулятор состоит из очков виртуальной реальности и обучает медиков работе с пациентами, погружая их в виртуальную реальность. Сейчас, когда медработников не хватает, MedVR позволяет быстро обучить людей диагностировать инфекцию и лечить зараженных. Он уже внедряется в клиниках, вузах. Сейчас мы делаем кейсы по COVID-19, разрабатываем два новых симулятора, на что и планируем использовать полученный приз», — говорит он. По мнению создателей, такой продукт сегодня актуален во всех странах, в связи с чем компания прорабатывает пути выхода на рынки Европы, США, стран СНГ, Ближнего Востока и Азии.

По словам гендиректора компании Biosmart Александра Дремина, сканер BioSmart Combo распознает человека менее чем за секунду, идентифицируя индивидуальный рисунок вен на его руках. Технология сканирования запатентована в России, Европе и США, а актуально это устройство в любых отраслях — от медицинского сектора, IT, банковской сферы до сетевого ритейла. «Ключевое преимущество в том, что сканеру не нужен контакт с ладонью, он „видит“ рисунок вен на расстоянии и поэтому на 100% гигиеничен. Это полностью отечественная разработка. Фонд „Сколково“ нам помогает с продвижением и оформлением патентов в Европе и США. У нас уже есть пилотные проекты в крупных онкологических клиниках, госпиталях в Европе и на Ближнем Востоке. Поэтому на выигранные в конкурсе деньги мы планируем провести прежде всего сертификацию наших устройств для выхода на зарубежные рынки», — рассказал Дремин.

Гендиректор компании «ЭКО-градиент» Юрий Хрипко, представлявший на конкурсе проект снижения содержания масла в окалине (это актуально для металлургических производств), отметил его экологичность и возможность работать без химических реагентов. Свои призовые компания планирует вложить в новое оборудование и участие в выставках.

Наконец, топ-менеджер компании F2 Innovations Евгений Матвеев представил проект промышленной 3D-печати авторскими высокопрочными и термопластичными композиционными материалами «F2 Composite» на основе непрерывного углеродного волокна. Он позволяет с большой скоростью печатать детали для любых условий эксплуатации, в том числе при высоких температурах или в агрессивных химических средах. Полученный денежный приз компания потратит на совершенствование и масштабирование производства.

Все для победы

Те, кто не вошел в список победителей, впрочем, также не остались без внимания, поскольку их разработки оказались не менее интересны в период пандемии. Проект компании Webiomed, например, позволяет предсказывать заболевания человека путем анализа данных его медицинской карты с использованием технологий искусственного интеллекта. Технология позволяет предугадать, как пациент будет переносить пневмонию, вызванную COVID-19, пояснил основатель стартапа Александр Гусев.

Менеджер по развитию европейского рынка компании Binology Даниил Самборский рассказал о проекте SmartCity Bin — «умных» автономных баках для мусора, снабженных солнечной батареей и подключенных к приложению Smart City Manager. Эта технология позволяет внедрить на улицах раздельный сбор мусора, который прессуется на месте, удобно вывозится и дает возможность герметично утилизировать медицинские отходы.

Основатель проекта «Третье мнение» Анна Мещерякова рассказала о проекте «умного» видеомониторинга палат с пациентами, основанном на распознавании конкретных событий из видеопотока и push-уведомлениях медперсонала с помощью телеграм-ботов. Такая система компании уже внедрена в ковид-госпитале МЕДСИ в Москве, и благодаря ей число визитов медиков из «чистой» зоны в «грязную» и обратно уменьшилось вдвое.

Технический директор проекта UNA wheel Николай Юдин представил разработку компании «Суприм Моторс» — электрическую приставку, используемую для реабилитации пожилых людей и людей с инвалидностью. В отличие от других подобных устройств это приспособление для механической инвалидной коляски весит всего 5,3 кг и за 10 секунд превращает ее в персональный электротранспорт, позволяя проехать до 15 км со скоростью 16 км/ч.

Директор по развитию компании iFarm Максим Чижов рассказал о проекте, представляющем собой технологию круглогодичного выращивания натуральных овощей, ягод и зелени на быстровозводимых автоматизированных вертикальных фермах, управляемых нажатием одной кнопки на компьютере. По его мнению, проект актуален, так как пандемия вскрыла ряд проблем продовольственного сектора и его зависимость от поставок из других регионов и стран.

Костромская фирма «Квадро-Биотех» разработала перспективный иммуностимулятор «стрептобластолизин», который, как считают его создатели, может применяться при лечении СOVID-19 и других инфекций. Препарат прошел успешные испытания на животных. Теперь команда ждет разрешения от Минздрава на дальнейшие клинические испытания. А совместный проект Межгосударственной интеграционной программы «СНГ+Мир/СНГ+Китай» и компании «Сейв технолоджи» представил трекеры-тепловизоры для определения состояния здоровья людей, находящихся в помещении.

Так или иначе, проекту Startup Village-2020 даже в трудной экономической ситуации удалось взбодрить тех, кто готов двигать мир вперед с помощью инноваций, считает большинство участников конференции. Основатель Shazam Крис Бартон посоветовал российским предпринимателям в сегодняшней ситуации «не мелочиться» и придерживаться не краткосрочного планирования, характерного для большинства стартапов, а, несмотря ни на что, делать ставку на долгосрочные перспективы. «По опыту, это дает инноваторам гораздо больше, чем тем, кто хотел быстрее заработать», — заключил он.

Ольга Морозова, Татьяна Леснова,
Анастасия Бочковская, Максим Мараховский

Читайте также

Статья
Искусственный интеллект
Как он помогает человечеству в решении задач
Статья
Разнообразь и властвуй
Почему надо строить команду из непохожих профессионалов
Статья
Что мешает вашему бизнесу инновировать?
Статья
Технологии ждут выздоровления
Рассказываем про первый день конференции
Поделиться:

Читайте также

Статья
Искусственный интеллект
Как он помогает человечеству в решении задач
Статья
Разнообразь и властвуй
Почему надо строить команду из непохожих профессионалов
Статья
Что мешает вашему бизнесу инновировать?
Статья
Технологии ждут выздоровления
Рассказываем про первый день конференции
Поделиться:
совместный проект
РосБизнесКонсалтинг, 1995-2020
Поделиться: